Выставка «Илья Репин. Детали» в музее Санкт-Петербургской Академии художеств

Она посвящена 180-летию со дня рождения знаменитого живописца-реалиста. На ней представлены экспонаты из музея-усадьбы Репина «Пенаты», который является филиалом музея Академии художеств и скоро закроется на реконструкцию. Кроме того, в ее экспозиции можно увидеть несколько работ из Русского музея, Третьяковки, других музеев, и не только Репина, но и Поленова, Врубеля и других мастеров того времени.

Остановлюсь главным образом на работах Репина.

Среди его произведений особое место занимает последний дошедший до нашего времени живописный автопортрет, который художник создал в «Пенатах» послереволюционной зимой 1919-1920 годов. На нем он изобразил себя одетым в зимнее пальто и шапку, в одиночестве и в холоде. Эта картина необычна тем, что написан на линолеуме, поскольку в те сложные годы у художника не было возможности приобрести холст. В это время у него уже были проблемы с рукой, что сказалось на манере письма. Предоставляется интересной идея устроителей выставки дать эту работу как бы в интерьере – на мольберте, рядом с вазой с кистями, в окружении предметов декоративно-прикладного искусства.

И.Е. Репин. Автопортрет. 1920

На выставке также представлены написанные Репиным портреты его второй гражданской жены — писательницы Натальи Борисовны Нордман-Северовой. Мне больше всего нравится ее портрет 1909 года, на котором она изображена в пестром платье, зеленой накидке и бордовом бархатном берете. Нордман была владелицей дачи «Пенаты» в Куоккале, покупку которой ей в 1899 году оплатил Репин. Вместе с ним она занималась ее обустройством, принимала гостей, а в конце жизни завещала ее художнику.

И.Е. Репин. Портрет Н.Б. Нордман-Северовой. 1909

Интересна идея создателей выставки показать репинские портреты с фотографиями того времени. Слово «детали» в названии выставки свидетельствует о том, что она направлена на освещение деталей жизни и творчества художника, его окружения с помощью не только произведений искусства, но и фотографий, документов. Так, созданный Репиным в 1905 году в «Пенатах» портрет актрисы Московского художественного театра и гражданской жены Максима Горького Марии Федоровны Андреевой в экспозиции дан рядом с фотографией писателя и актрисы на зимней веранде дома в «Пенатах». Первоначально Репин предполагал написать двойной портрет Андреевой вместе с Горьким, поэтому и была сделана эта фотография. Но у писателя не было времени для позирования, и поэтому этот портрет не был создан.

В те годы Андреева — элегантная дама, посещавшая светские салоны, в том числе великого князя Сергея Александровича. Наряду с этим она была близка с большевиками, увлекалась марксизмом, общественной деятельностью и была знакома с Лениным. В 1904-1905 годах актриса снимала дом в Куоккале, вместе с Горьким часто бывала в «Пенатах».

И.Е. Репин. Портрет актрисы М.Ф. Андреевой. 1905

Также хочется отметить написанный Репиным в 1913 году малоизвестный портрет Ксении Болеславовой (портрет в красном), которая вместе с братом не раз гостила в «Пенатах». В молодости она закончила частные Санкт-Петербургские счетоводные курсы М.В. Побединского и большую часть своей жизни проработала бухгалтером. Портрет был создан во время посещения Болеславовой «Пенат».

И.Е. Репин. Портрет в красном (Портрет К. Болеславовой). 1913

С Львом Толстым Репина связывала многолетняя дружба. Они часто встречались в Москве, также художник приезжал в имение писателя Ясная Поляна. Репин не раз создавал живописные портреты Толстого. Не очень известной гранью творчества художника является то, что он создавал также и скульптурные портреты. Один из них, бюст Л.Н. Толстого, Репин выполнил  в 1891 году. На выставке представлена копия, сделанная с этой работы в 1962 году.

И.Е. Репин. Бюст Л.Н. Толстого. 1891

Особенностью выставки является то, что на ней представлены как произведения изобразительного искусства работы Репина и его современников, так и предметы декоративно-прикладного искусства из собрания «Пенат».  Так, эскиз репинской картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» дан рядом с ее большой репродукцией, костюмами и аксессуарами, которые Репин использовал при создании этого полотна.

Фрагмент экспозиции выставки

Отдельно хочется отметить совершенно необъятные шаровары запорожца. Их покрой соответствует одежде запорожских казаков.

Шаровары запорожца. Начало XX века

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Капча загружается...