Выставка Игоря Грабаря в Русском музее

Выставка Игоря Эммануиловича Грабаря (1871-1860) в корпусе Бенуа в Русском музее, посвященная 150-летию со дня рождения художника, – яркое событие в художественной жизни нашего города. Грабарь был человеком многогранным – он был не только живописцем, но и писал труды по искусству, занимался спасением произведений искусства и реставрацией, преподавал, работал в сфере архитектурного проектирования и т.д. На выставке можно увидеть работы разных периодов творчества этого замечательного мастера из Русского музея, Третьяковской галереи, из провинциальных музеев, а также частных коллекций Петербурга и Москвы.

Немало работ этого замечательного мастера, которого часто называют импрессионистом, стали хрестоматийными. Со школы я помню его работу из Третьяковской галереи «Февральская лазурь» 1904 года, которая была в учебнике по русскому языку. На выставке представлен этюд к ней «Зима» из коллекции Русского музея.

Игорь Грабарь. Зима. Этюд к картине «Февральская лазурь». Около 1904

Совсем другой Игорь Грабарь в картине «Ленин у прямого провода» (1927-1933), которую тоже помню из школьного учебника истории. Эту работу художник начал писать для выставки к 10-летию Красной Армии. Тема была выбрана им из списка, предложенным Реввоенсоветом. Здесь манера письма иная – гладкая, сплавленная.

Игорь Грабарь. Ленин у прямого провода. 1927-1933

В разные периоды своей жизни Грабарь отдавал дань различным направлениям. Ранний «Портрет женщины в красном» 1898 года создан в годы учебы художника в Мюнхене в школе Ашбе. На мой взгляд, образ модели чем-то близок к картине «Грех» Франца фон Штука.

Игорь Грабарь. Портрет женщины в красном. 1898

Совсем неожиданным для творчества художника выглядит мрачный индустриальный пейзаж 1901 года «Фабрика Якунчиковых в Наре», написанный в Подмосковье.

Игорь Грабарь. Фабрика Якунчиковых в Наре. 1901

Потрясающи по красоте пейзажи и натюрморты Грабаря 1900-х – начала 1920-х годов, в которых он использует приемы импрессионистов и даже постимпрессионистов. Об этом можно говорить в его знаменитом «Сентябрьском снеге» 1903 года. Работа была написана в имении Титово в Тульской губернии, которое принадлежало его тетке. В ней нашла отражение модная на рубеже XIX – XX веков тема уходящей в прошлое помещичьей усадьбы.

Игорь Грабарь. Сентябрьский снег. 1903

«Дорожка в усадьбе» (1904), в которой художник отдает дань той же теме, своей «красивостью» и яркостью красок близка к произведениям салонного искусства. Эта работа перекликается, на мой взгляд, с пейзажами Станислава Жуковского того времени.

Игорь Грабарь. Дорожка в усадьбе. 1904

Вибрирующим можно назвать импрессионистичный мазок картины «В утренней росе» 1907 года.

Игорь Грабарь. В утренней росе. 1907

Что-то сезанновское есть в натюрморте «Яблоки» 1915 года. Творчеством этого мастера-постимпрессиониста в 1910-х годах увлекалось немало российских художников, среди которых , прежде всего, были мастера «Бубнового валета».

Игорь Грабарь. Яблоки. 1915

Среди работ Грабаря советского периода мне больше всего нравятся портреты. Среди них хочу выделить замечательный портрет «Светлана», написанный в 1933 году. В отношении того, кто изображен на этой работе, нет единого мнения.

Игорь Грабарь. Светлана. 1933

И еще одну работу – «Автопортрет в шубе» 1947 года.

Игорь Грабарь. Автопортрет в шубе. 1947

В них художник продолжает лучшие традиции портретистов-реалистов второй половины XIX века.

Выставка Игоря Грабаря в Русском музее: 2 комментария

  1. Hi! I could have sworn I’ve visited your blog before but after browsing through some of the posts I realized it’s new to me. Regardless, I’m certainly happy I discovered it and I’ll be book-marking it and checking back frequently!

Обсуждение закрыто.