Выставка в Эрмитаже «Не верь глазам своим! Обманки в искусстве»

Прочитав название выставки на афише, сначала подумала, что там представлены только так называемые живописные «обманки» (или тромплёй) – картины (чаще всего натюрморты), в которых художники стремятся достичь оптической иллюзии объемности предметов и передачи их фактуры. Такие работы, конечно же, оказались на выставке. В частности, одна из самых известных «обманок» XVIII века – картина Григория Теплова «Натюрморт-обманка» (1737).

«Натюрморт-обманка», созданный Григорием Тепловым в 1737 году, с выставки в Эрмитаже "Не верь глазам своим. Обманки в искусстве"

Но в целом концепция выставки оказалась более интересной – устроители выставки посмотрели на все гораздо шире.

Они показали примыкающие к подобным работам картины, на которых создается только эффект реальной фактуры материала – например, ковра в «Натюрморте с восточным ковром», созданном итальянским художником Франческо Мальтезе (Нолетти) в первой половине – середине XVII века. К сожалению, на фотографии этот эффект во многом теряется.

"Натюрморт с восточным ковром", созданный Франческо Мальтезе (Нолетти) в первой половине – середине XVII века, с выставки в Эрмитаже "Не верь глазам своим. Обманки в искусстве"

На выставке представлены предметы декоративно-прикладного искусства, в которых имитируются те или иные материалы. Например, керамические этрусские вазы в стиле буккеро внешне чем-то похожи на металлические.

Эффектно выглядит имитация подвижных шторок на крышке бюро, сделанного в Санкт-Петербурге в 1770-1780-х годах.

Бюро, созданное в Санкт-Петербурге в 1770-1780-х годах, с выставки в Эрмитаже "Не верь глазам своим. Обманки в искусстве"

Вот ее фрагмент.

Фрагмент бюро, созданного в Санкт-Петербурге в 1770-1780-х годах, с выставки в Эрмитаже "Не верь глазам своим. Обманки в искусстве"

Имитацию игральных карт и вырванных из книг страниц можно увидеть на крышке столика, созданного в Петербурге в конце XVIII века.

Столик, созданный в Санкт-Петербурге в конце XVIII века, с выставки "Не верь глазам своим. "Обманки в искусстве""

Крышка столика с изображением игральных карт и страниц книги, созданного в Санкт-Петербурге в конце XVIII века, с выставки "Не верь глазам своим. "Обманки" в искусстве"

Есть на выставке и картины фламандского живописца XVIII века Мартина Йозефа Геерартса, имитирующие барельефы.

Но самой необычной показалась идея экспонирования скульптуры, сделанной на 3D-принтере, – торса Афродиты (древнеримской копии с древнегреческого оригинала IV в. до н.э.).

Торс Афродиты, созданный на 3D-принтере на основе древнеримской копии с древнегреческого оригинала IV в. до н.э., с выставки "Не верь глазам своим. "Обманки" в искуссиве"  в Эрмитаже

Рядом с ним устроители выставки показали, как это делается – установили работающий 3D-принтер.

3D-принтер на выставке "Не верь глазам своим. "Обманки" в искусстве" в Эрмитаже

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *