В предыдущем посте я писала о Летнем саде и о том, что там находятся копии скульптур, а подлинники из коллекции Петра I хранятся в одном из залов Михайловского замка.
Основная причина банальна – бактерии «кушают» мрамор, если говорить совсем по-простому. И бороться с этим очень сложно. Такие проблемы с мрамором, который находится на открытом воздухе, встречаются не так уж и редко – например, они есть у Парфенона в Афинах. А в Летнем саду все усугубляется еще и близостью деревьев.
Если посмотреть внимательно, то на мраморной скульптуре эпохи Петра I в Михайловском дворце есть следы многочисленных обработок от бактерий. Проблемы с бактериями – основная причина, почему их убрали из Летнего сада и перенесли в помещение.
Попробую сравнить некоторые скульптуры из Михайловского замка с теми, что находятся сейчас в Летнем саду.
Начну с моей любимой скульптурной группы «Амур и Психея». О сюжете я писала в предыдущем посте, поэтому останавливаться на нем не стану. На этой фотографии – подлинник петровской эпохи из Михайловского замка.
На этих фотографиях можно на нем увидеть следы многочисленных обработок от бактерий.
А это копия из смолы этой скульптурной группы из Летнего сада (немного другой ракурс по сравнению с предыдущим постом). Кстати, здесь указано, что это копия и что подлинник — это работа неизвестного мастера конца 17 века школы Бернини.
Только похоже, что бактерии «кушают» и смолу – во всяком случае у меня сложилось впечатление, что эту копию в Летнем саду тоже от них обрабатывали.
В меньшей мере заметны следы обработок от бактерий на бюсте Александра Македонского из Михайловского замка. Эта работа была выполнена итальянским скульптором Пьетро Баратта около 1720 года. Возможно, постамент бюста более поздний – он заметно отличается по цвету.
Интересно сравнить его с копией из Летнего сада.
Хотелось бы еще сказать о реставрационных вставках на скульптуре из Михайловского замке. На мой взгляд, отличающиеся от камня белые реставрационные вставки есть на «Аллегории сладострастия», выполненной неизвестным итальянским скульптором около 1722 года. Обычно так принято – работа реставратора должна немного отличаться от материала подлинника.
Обратите внимание на белый цвет чуть выше колена.
А вот как выглядит ее копия из Летнего сада.
Отмечу, что в руках женской фигуры – куропатка, а у ее ног – крокодил.
Несомненно, сотрудники Русского музея правильно поступили, что убрали подлинники из Летнего сада. Их, кроме бактерий, могли либо нечаянно повредить посетители, либо сильные ветра, во время которых ломаются деревья – в Петербурге это не редкость. Жаль только, что в Летнем саду не указаны авторы копий, которые сделаны очень качественно.
Несмотря на неизбежные реставрационные вмешательства, в целом скульптуры из Летнего сада, которые сейчас хранятся в Михайловском замке, довольно неплохо сохранились. Не нужно забывать, что многим из них больше 300 лет.