Имя этого мастера мало известно широкой публике. А между тем это был очень интересный, на редкость многогранный человек. Степан Петровича Яремич (1869-1933) – талантливый художник, историк искусства, эксперт, коллекционер. Он принимал участие в выставках группы «Мир искусства», работал в Русском музее и Эрмитаже.
Его автопортрет, написанный в 1900-х годах, представлен на выставке.
Открытие полузабытого имени – это всегда большая работа. За этой небольшой выставкой стоит огромный многолетний труд ее куратора Инны Александровны Золотухиной, которая по крупицам собирала сведения о художнике и делала атрибуцию его произведений.
Степан Яремич родился на Украине. Он учился в Киевской рисовальной школе Мурашко. Художник был знаком и дружил с многими известными живописцами того времени, среди которых – Михаил Врубель, Николай Ге.
Яремич в числе других учеников школы Мурашко подолгу жил на принадлежащему Ге хуторе Ивановском около станции Плиски Черниговской губернии на Украине и занимался там живописью под руководством этого знаменитого мастера. Приезжал Яремич на этот хутор и позднее, после смерти Ге. Именно в этот период, в 1898 году, им был создан пейзаж «В лесу. На хуторе Ге», в котором можно говорит о влиянии стиля модерн.
На выставке также представлены выполненные Яремичем графические портреты Льва Толстого, Александра Бенуа, книги, которые писал или иллюстрировал художник, а также связанные с ним документы и фотографии.
Большая часть жизни этого мастера связана с Петербургом, куда он переехал в 1900 году. Яремич запечатлел город на таких своих картинах как «Екатерининский канал в Петербурге» и «Крюков канал в белую ночь. Петербург», которые были созданы в 1908 году. Эти работы близки к произведениям таких «мирискусников» как Александр Бенуа, Анна Остроумова-Лебедева, Мстислав Добужинский. Изображение Петербурга занимало в творчестве мастеров “Мира искусств” особое место.
К поздним работам художника относятся акварели, созданные им в Евпатории в 1929 году.
Жаль, конечно, что на выставке показано так мало произведений этого мастера. Хотелось бы увидеть не только другие работы Яремича из собрания Русского музея, но его картины и рисунки из других музеев, в том числе и из Эрмитажа.