«Карл Маркс навсегда» (посвященная его 200-летию выставка в Русском музее)

Нет так давно посетила эту, безусловно, заслуживающую внимания выставку в Русском музее. Пишу о ней довольно коротко и почти вдогонку, поскольку она заканчивает свою работу уже на днях.

По сути эта выставка – ретроспектива взглядов и идеологии нашего общества с начала 20 века и отражение развития отечественного искусства.

В начале экспозиции почти герма – портрет Карла Маркса работы неизвестного скульптора 1912–1913 годов.

Бюст Карла Маркса, выполненный неизвестным скульптором в 1912-1913 годах, с выставки "Карл Маркс навсегда"

Неожиданным для меня стал «заказной» портрет Маркса работы Николая Фешина, созданный в 1918–1919 годах как часть Ленинского плана монументально пропаганды.

Портрет Карла Маркса, созданный Николаем Фешиным в 1918–1919 годах, с выставки "Карл Маркс навсегда"

Характерен для 1920-х  «разъясняющий» политический плакат «Схема социальной теории Карла Маркса» Александра Самохвалова.

плакат «Схема социальной теории Карла Маркса», созданный Александром Самохваловым в 1920-х годах, с выставки "Карл Маркс навсегда"

Затем в экспозиции размещены работы эпохи, когда Карл Маркс окончательно стал пропагандистской иконой, когда его именем называли города, на первомайских демонстрациях несли его портреты, в университетах и институтах изучали его труды, а на площадях стояли посвященные ему памятники.

В духе эпохи соцреализма выполнена картина 1957 года с длинным названием «Перед зарей. Карл Маркс и Фридрих Энгельс в Лондоне. Прогулка по набережной» Михаила Джанашвили.

картина «Перед зарей. Карл Маркс и Фридрих Энгельс в Лондоне. Прогулка по набережной» Михаила Джанашвили, созданная в 1957 году, с выставки "Карл Маркс навсегда"

Одним из лучших, на мой взгляд, портретов Маркса в «суровом стиле» является модель памятника 1971 года из немецкого города Хемница (Карл-Маркс-штадта) работы Льва Кербеля.

Модель памятника Карла Маркса в немецком города Хемнице (Карл-Маркс-штадте), созданный Львом Кербелем в 1971 г..

Со второй половине 80-х –  90-х Карла Маркса стали воспринимать совсем иначе – как противоречивую личность, порой как персонажа анекдотов. Это нашло отражение в конце экспозиции – ироничном, почти хулиганском.

Создалось впечатление, что специально для выставки был создан ряд работ в этой части экспозиции. Одна из них –  «Митьки уговаривают Маркса не писать «Капитал»» (2018 год) Дмитрия Шагина.

работа Д.Шагина "Митьки уговаривают Маркса не писать «Капитал»", созданная в 2018 году, с выставки "Карл Маркс навсегда"

Позабавило творение группы, называющей себя художественной сектой «Колдовские художники», –  почти «иконостас» под названием «Капелла марксизма». В ее центре – держащий в руках «Капитал» как Библию Маркс в виде Саваофа с шестеренкой вместо нимба.

Полиптих «Капелла марксизма», созданный группой "Колдовские художники", с выставки "Карл Маркс навсегда"

Но в целом этот полиптих весьма неоднозначен – некоторые входящие в него работы я бы отнесла к китчу.

Фрагмент полиптиха «Капелла марксизма», созданный группой "Колдовские художники", с выставки "Карл Маркс навсегда"

«Карл Маркс навсегда» (посвященная его 200-летию выставка в Русском музее): 1 комментарий

  1. It is actually a nice and useful piece of information. I’m glad that you simply shared this helpful info with us.
    Please keep us informed like this. Thanks for sharing.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *